Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове

Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

На главную страницу
Вверх

Воцерковление

Кто такие неофиты?

Я считаю, что православие нарушает, то, что заповедал нам Господь Бог…

Кто такие неофиты?

Батюшка, расскажите, пожалуйста, кто такие неофиты. Правда ли что каждый верующий человек проходит через период неофитства?

Под именем «неофиты» обычно понимают новообращенных христиан. Для них характерны (на фоне отсутствия опыта духовной жизни и  глубокого знания церковных правил) непримиримость к недостаткам окружающих людей и стремление поучать и «просвещать» их. Эти качества нередко встречаются, но необязательно присутствуют в жизни недавно обращенных к вере.

Признание высочайшего авторитета Церкви, содержащей вечные божественные истины, и смиренное чувство своего недостоинства учить кого-либо помогает новым членам  обрести понимание своего места в Церкви, того места, на котором следует не учить, а учиться.

С другой стороны у неофитов  часто имеется и некоторое преимущество перед теми, кто давно уже в Церкви. Это «ревность о Боге» - обостренное чувство присутствия Бога в их жизни и ответное желание угодить Ему усердным исполнением правил поста, молитвы, посещением церковных служб и пр. Эти способности «опытными» христианами нередко утрачиваются.

Христиане, с детства воспитанные в церковной жизни, период неофитства уже не проходят.

иерей Димитрий Туркин

Я считаю, что православие нарушает, то, что заповедал нам Господь Бог…

Уважаемый священнослужитель. Не сочтите за труд, объясните мне, пожалуйста, почему православие нарушает, то, что заповедал нам Господь Бог, а именно: вместо почитания субботы освящаете воскресенье, поклоняетесь святым мощам (притом, что святыми их сделал человек!), а не Богу Живому. И, наконец, почему христианской Пасхе предшествует языческая масленица?! Разве Господь пришел в этот мир не для того, чтобы искоренить язычество (многобожие!)? И как же заповеди - не создавай себе кумира! православные священники только и делают, что возвеличивают себя! Бог сказал - любите друг друга, а вы все больше ненавидите, поносите друг друга, не стесняясь в выражениях.... ужас какой-то! Но это уже другая тема. Ответьте, пролейте свет на мои вопросы. Я хотела бы знать, а не заблуждаться. Татьяна

Боголюбезная Татьяна!

Очень похвально Ваше стремление узнать и обнаружить, прежде всего, в себе все то прекрасное, что дает вера в Господа Иисуса Христа. Однако печально, что Вы не пытаетесь самостоятельно находить ответы на совершенно простые вопросы, относящиеся к христианству.

Например, почему мы чтим воскресный день? Да потому что именно в этот день мы вспоминаем Славное Воскресение нашего Господа. Касаясь в вопросе заповеданной Богом израильскому народу заповеди о почитании субботы, вы, не зная ее смысла, впадаете в заблуждение. Вспомним, что говорится в ней: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой - день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему». Суббота – это не шестой день календарной недели, а день, посвященный Богу. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а в Новом Завете, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье.

Вопрос о поклонении святым мощам немного более сложен в понимании, но на него легко найти ответ, стараясь понять суть христианской духовной жизни, которую замечательно описал в «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник. Святыми люди не рождаются, таковыми они становятся, причем путем крайне тяжелым. Это путь колоссального духовного подвига: поста, молитвы, покаяния, смирения, христианской любви. И если подвижник непреклонен в своем желании соединиться со Христом, то Господь отвечает на это желание, начиная жить в нем самом, как говорит апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Галатам 2, 20). А мощи лишь видимым образом подтверждают это, укрепляя нашу веру.

В VIII веке святой Иоанн Дамаскин в своём догматическом сочинении «Точное изложение православной веры» дал следующее обоснование почитания мощей: «Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается! По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, Кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него».

Теперь, отвечая на вопрос о масленице, вновь призываю Вас быть более рассудительной. Христианской Пасхе не может предшествовать языческий праздник, поскольку, как Вы верно отметили, со временем пришествия в мир Господа Иисуса Христа в народах, уверовавших в Него как в Истинного Бога и Спасителя, язычество повсеместно изжито. Масленица – праздник исключительно христианский! В то время, когда христианство появилось на Руси, нашим предкам не было известно такого продукта как сыр - в употреблении были другие молочные продукты, из которых самым похожим на сыр являлось масло. Отсюда и появилось народное название «сырной» недели – масленица. Причина радости христианина в дни масленицы не в том, что заканчивается зима и наступает весна, чему радовались в древности язычники, а в размышлении о будущем торжестве Божией правды и любви на земле – Воскресении Христа. Что касается празднования масленицы, всевозможных гуляний и пр., то это отличительная черта русской культурной традиции.

Вообще правильная, разумная, свободная вера в Бога способна удивительным образом преобразить нашу жизнь, дать человеку то, чего не может дать никто и ничто, а именно победу над грехом и соединение со Христом. Более чем 2000-летняя история христианства – яркий тому пример. Но если вера разумна, то и обольщений быть не должно - победа эта достигается многими усилиями, и дается далеко не каждому. Именно поэтому мне понятны Ваши переживания по поводу поведения тех или иных людей. Сочувствую Вам. Но, как я уже заметил, безгрешных людей не бывает. Однако христианство актуализирует проблему не на греховности как данности, а именно на преодолении греха. Многие верующие люди, по мере духовного развития, остро переживают различные жизненные неурядицы, видя в них последствия греховной жизни, и стараются исправляться.

И чтобы Вас в будущем предохранить от таких неурядиц, приведу замечательное наставление преподобного Амвросия Оптинского: «Никого не осуждать, никому не досаждать, во всем Богу угождать и всем мое почтение», а также слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Будь требователен к себе и снисходителен к окружающим».

Бог да поможет Вам!

иерей Сергий Поляков