Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове

Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

На главную страницу
Вверх

Православие и другие конфессии

Кто такие староверы и старообрядцы?

Чем различается милостыня и пожертвование от индульгенции?

Можно ли подавать записки за старообрядцев?

Кто такие староверы и старообрядцы?

Кто такие староверы? Кто такие старообрядцы?

О староверах или старообрядцах много написано, историческую справку можно прочитать в любой книге по истории Русской Православной Церкви (XVII век). Поэтому отвечу кратко о духовной стороне этого явления. Староверы – это люди, которые в XVII веке не послушали Матери Церкви и Священноначалия, и с течением времени укоренились в своих заблуждениях, что привело к разделению старообрядчества на множество различных, не признающих друг друга течений или «толков».  Люди, которые образуют свои «учения и толки» и не признают Православную Церковь, называются сектантами. Церковь принимала неоднократные попытки привести в лоно Православия заблудших. Но, увы, эти попытки не принесли ожидаемых плодов, как сказал Святейший Патриарх Алексий: «Чем больше проходит времени, тем труднее уврачевать эту язву на теле Церкви».

диакон Сергий Правдолюбов

Чем различается милостыня и пожертвование от индульгенции?

Чем различается милостыня и пожертвование от индульгенции?

Практика индульгенции является неотъемлемой частью католического богословия. В католической традиции, помимо рая и ада, есть чистилище. Это такое место, куда попадают души умерших и претерпевают мучения за совершенные при жизни грехи, чтобы принести тем самым удовлетворение божественному правосудию и попасть в рай. Попробуем кратко изложить католическое учение об индульгенции. Оно неразрывно связано с понятием чистилища. Учение о чистилище стало догматом на Ферраро-Флорентийском соборе, а учение об индульгенциях - на Тридентском соборе 1545-1563 гг. Современная конституция об индульгенциях принята в 1967 г. на II Ватиканском соборе. В ней рекомендовалось использовать индульгенции пасторами для наставления паствы. После Тридентского собора индульгенции без покаяния не применялись и за деньги не покупались. Взамен их применялось чтение определенных молитв установленное число раз, чтобы выйти из чистилища.

Христос и святые (Иисус Христос принес жертву за первородный грех, которому подвержено через Адама все человечество) полностью удовлетворили божественную справедливость и имеют так называемые сверхдолжные заслуги. Римский папа своей властью может распределять эти заслуги. Поэтому, за тех, кто не хочет после смерти мучиться в чистилище, глава Римо-католической церкви может принести удовлетворение божественной справедливости за счет сверхдолжных заслуг святых в обмен на другие заслуги уже земного характера. То есть, можно было просто купить немного заслуг святых для себя или родственников, чтобы было чем оправдаться перед Господом.

Православная Церковь учит, что Христос по своей любви к роду человеческому пострадал за нас, Сам Себя принес в жертву, что бы мы, причащаясь Его Божественной Плоти и Крови, сделались сопричастниками вечной жизни. И дела милосердия, в том числе, раздачу милостыни и пожертвования, мы творим по движению сердца и божественной заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Если Христос любит и призывает всех людей к Себе, то почему мы, последователи Его, будем вместо Бога различать, что вот этот человек хороший, ему надо помочь, а этому не надо? Мы раздаем милостыню по велению сердца и в уповании на то, что Сердцеведец Господь на Страшном Суде будет к нам милостив, видя, что и мы старались в меру своих сил подражать Ему и творить дела милосердия своим ближним. Об этом свидетельствует евангельское повествование о Божием суде: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» (Мф. 25, 34-40).

диакон Сергий Правдолюбов

Можно ли подавать записки за старообрядцев?

Мое старшее поколение (дедушка, бабушка и их дети: моя мама и ее братья) относились к староверам или старообрядцем, кажется, из ветви рябиновцев. Они держали свой молебный дом в Чистополе. Сейчас они все умерли. Я не знаю, можно ли за них подавать записки?

Рябиновцы – это такое согласие (сообщество) старообрядцев, которое относится к разряду беспоповцев. Беспоповцы не признают, в частности, священного сана, считая, что после реформ патриарха Никона священство, как и большинство других таинств, безвозвратно повреждено и утрачено. Из чего следует, что они не признают и служб, совершаемых священниками, а, значит, и Божественной литургии и панихид, на которых читаются священниками записки о упокоении усопших. Если человек при жизни считал не правильным участие в церковных богослужениях и поминовениях, то навязывать ему это после его кончины не разумно.

иерей Димитрий Туркин