Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове

Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

На главную страницу
Вверх

Служители Церкви: О чине чтеца

Все мы, присутствуя на богослужениях, несомненно, обращаем внимание на людей, на которых возложено алтарное послушание. Среди них и юноши, и мужчины, нередко можно увидеть и совсем молодых ребят. Они – главные помощники священника и диакона: следят за благолепием, чистотой и украшением алтаря, готовят все необходимое для службы. Кроме того, алтарники часто читают во время богослужения (Апостол, часы, паремии, кафизмы и др.), а также украшают богослужение: предшествуют с зажженными свечами выходу священнослужителей и выносу святынь. Алтарник – это трудное и почетное послушание.
Может быть, не все знают, что среди алтарников есть люди, прошедшие специальное посвящение, которое называется хиротесией во чтецы. Вот об этих людях, о чине чтецов и хотелось бы поговорить в данной статье, тем более, что в нашем храме свт. Иннокентия есть такой человек – чтец Валерий Кулиш.

Степени священнослужителей и церковнослужителей

Чтецы нашего храма. Валерий Кулиш справаПрежде, чем начать рассказ непосредственно о чтецах как чине служителя Церкви, рассмотрим все степени служителей Церкви.

В Православной Церкви существует четкая иерархия степеней священно– и церковнослужителей. К священнослужителям относятся епископ, священник и диакон. Епископ (архиерей) имеет благодать совершать все Таинства и руководить церковной жизнью. Священник, по слову Божию, душу полагает за овцы своя; он поставлен Богом совершать Бескровную Жертву и молиться за всех христиан. Диакон призван творить служение при Святых Тайнах, он возглашает прошения и призывает собравшихся к молениям. Посвящение в эти степени производится через Таинство священства (хиротонию). С момента сошествия Святого Духа на апостолов через это Таинство продолжается в Церкви преемственное поставление пастырей от Господа.

Остальные, те, кто прислуживает в алтаре, называются церковнослужителями. Некоторые церковнослужители, а именно: чтецы и иподиакона, могут посвящаться в соответствующие чины священнодействием (но не рукоположением, не Таинством священства), которое называется хиротесией.

Остальные церковнослужители не получают никакого специального посвящения, чтобы участвовать в церковных службах, помогая священнослужителям. Это светские лица, избираемые из благочестивых мирян, прежде называвшиеся пономарями. Сейчас более распространен термин алтарник. Что входит в обязанности алтарника, мы писали выше.

В статье мы рассмотрим историю возникновения института чтецов, содержание чина посвящения в чтецы и другие аспекты, касающиеся служения чтецов.

История возникновения института чтецов

Степени низших клириков не богоучережденны, они введены в жизнь Церкви исторически, они не существовали в ней с самого начала. Но уже в апостольский век в христианском богослужении участвовало множество должностей служителей, на которых возлагались обязанности, подобные тем, какие исполняют ныне церковнослужители. Но по сравнению с первыми веками, в наше время в Православной Церкви осталось меньше степеней низших клириков – только иподиаконы и чтецы.

Чтение в храме всегда было неотъемлемой частью богослужения Церкви Божией. В Новом Завете чтение в храме освятил Сам Господь Иисус Христос, когда «вниде... в день субботний в сонмище и воста чести» (Лк. 4, 16). В первые века Христианской Церкви читать в храме могли все члены Церкви. Впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении, – чтецами.

Алтарники нашего храмаСуществуют разные версии о происхождении чина чтеца. По одним, он произошел от чина диаконского и возник с целью облегчить многочисленные заботы последнего. Другие версии относят чтецов к древним харизматическим учителям и пророкам, которые существовали еще при апостолах. Первые письменные упоминания о чтецах как таковых относятся к середине II века. С течением времени, по свидетельству письменных памятников, чтецы начали приписываться к церковному клиру, хотя и к низшим его ступеням. Святитель Киприан Карфагенский (середина III в.) упоминает о лекторах, которые имели право читать Священное Писание в церковных собраниях. Из его творений видно, чтецы стали возводиться в клир и пользоваться большим уважением, так как они поставлялись на возвышенное место (амвон) и «видимые всему народу читали Заповеди и Евангелие Господни». Святитель смотрел на чтецов, как на кандидатов в пресвитеры. В раннеапостольские времена, по некоторым свидетельствам, чтецу также было дано право публично толковать Священное Писание. Но со временем обязанности чтецов свелись только к чтению. А в результате подчинения диаконам чтецы постепенно стали служителями алтаря и частично начали исполнять функции пономарей: возжигали и носили свечи, подавали иepeю просфоры и теплоту, хранили в чистоте принадлежности храма – от чего получили позднее именование «свещеносцев». С другой стороны, они стали исполнять и клиросные обязанности, «канонаршить», то есть возглашать перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор. Отсюда сближение чтеца с чином певца.

Звание чтеца в Древней Церкви пользовалось высоким уважением, оно давалось как награда за особое достоинство и твердое исповедание Христовой веры. На должности чтецов в древности начинали свое служение многие выдающиеся деятели и отцы Церкви — святые Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и другие.

Чин посвящения во чтеца

О чине посвящения чтецов упоминается уже в «Апостольских постановлениях» (IV век). В наше время хиротесия чтеца бывает перед началом литургии на середине храма, во время чтения часов. Посвящение может совершаться одновременно не над одним, а над несколькими избранными в эту должность. В Чиновнике архиерейского служения Русской Церкви хиротесия эта называется «чином на поставление чтеца и певца». Вот как она происходит:

«Имеяй быти свещеносец» приводится на середину храма. В первой молитве посвящения архиерей просит Бога украсить свещеносца нескверными и непорочными одеждами, просветить его, чтобы он в будущем веке принял нетленный венец жизни. Затем арxиepeй крестовидно постригает голову ставленника во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, надевая на него малый фелонь. Симеон Солунский пишет: «освященный … приемлет … фелонь – начаток священных одежд, и надевает его на выю, в знамение того, что он приходит под ярем священства, и посвященный на служение Богу, вступает под кров Самого Бога». Фелонь чтеца кроме внешнего вида, отличается от священнического и в том, что первая означает посвящение в служение Богу и повиновение священству, а последняя есть совершение священства.

Само пострижение посвящаемого, по изъяснению блаженного Симеона Солунского, означает посвящение его и всецелое пожертвование на служение Богу. Во второй молитве о ставленнике архиерей просит Господа Вседержителя освятить посвящаемого, как Своего избранника, и даровать ему со всякою Премудростию и разумом совершать поучение и чтение Божественных Писаний в храме Божием, сохраняя его в непорочном жительстве.

После сей молитвы епископ разгибает над главой чтеца книгу Апостол и дает ему для прочтения ее лицом к востоку (в знак того, что главное назначение постригаемаго есть именно чтение Священного Писания). Знаменуя трижды поставляемаго, apxиepeй благословляет ему стихарь. Облаченный в стихарь, чтец выслушивает следующее наставление архиерея: «Чадо, первый степень Священства, чтеца есть. Подобает убо тебе на всяк день Божественная писания прочитовати, да слушающии, зряще тя, пользу приимут, и тебе самому вящший степень притвориши, никакоже постыждая о тебе избрание. Целомудренно бо и Свято, и праведно жительствуя, и Человеколюбца Бога милостива возимаши, и вящшаго сподобишися служения, во Христе Иисусе Господе нашем, емуже слава во веки веков, аминь».

Некоторые факты о чтецах

Еще раз повторим, что в наше время большинство алтарников, даже если они читают на богослужении, не имеют звания чтеца, а только исполняют их обязанности. Также и большинство иподиаконов не имеют посвящения. Также современная практика такова, что посвященные чтецы не только читают в храме, но и прислуживают при богослужении, то есть совмещают должность чтеца и пономаря (алтарника).

Когда совершается хиротесия во чтеца

В большинстве случаев хиротесия происходит непосредственно перед хиротонией во диакона. А после посвящения во чтецы следует чин посвящения в иподиаконы. Таким образом, абсолютно все священнослужители непродолжительное время были и чтецами, и иподиаконами. В разной же степени продолжительное время бывают чтецами выпускники многих духовных семинарий – тех, где существует традиция посвящать выпускников в степень чтеца. Тем самым семинаристы встают на первую ступень ответственного служения Церкви и готовят себя к принятию священного сана.

Священные одежды чтецов

Для посвященного чтеца таковой одеждой становится подрясник и стихарь. Отметим, что любой алтарник может получить благословение настоятеля того храма, где он проходит послушание, на ношение стихаря (и в особенных случаях – подрясника). Но только хиротонисанный чтец должен соблюдать следующие правила. Чтец причащается вместе с мирянами в храме, но он обязан быть облачен в стихарь. Это правило соблюдается не только в своем приходе, но и в паломничествах. При отпевании чтеца его также облачают в стихарь.

Церковное поминовение чтецов

В записках имена хиротонисанных чтецов пишут с добавлением слова «чтец» (например, «чтеца Василия»)

Правила вступления в брак для посвященных церковнослужителей

Чтец и после посвящения может вступить в брак, в отличие от посвященного в степень иподиакона. Иподиакон – это церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподьякона стихарь и крестовидно одеваемый орарь. Если иподиакон не женился до посвящения в сан, то он не может уже жениться и остается целибатным. Он уже избран для новой жизни, для особого церковного служения и всякие брачные заботы теперь уже не могут соответствовать его служению. Отметим, что лица, вступившие в брак дважды (после крещения) уже не могут быть посвящены ни в какую степень.

По материалам:
1. Прот. Владислав Цыпин. Церковное право. – М., 1996
2. Прот. Владимир Воробьев. Введение в литургическое предание. Лекции
3. Прот. Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. – М.: Русский Хронограф, 2004
4. Шиманский Г.И. Литургика. Таинства и обряды. – М.: Сретенский м-рь, 2003
5. Новая Скрижаль. – М.: Русский духовный центр, 1992

Подготовила Елена Миронова
Июнь 2007 г.