Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове

Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

На главную страницу
Вверх

«И вы не слушайте своих пророков, и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов... Ибо они пророчествуют вам ложь...» (Иер. 27, 9. 10)
Беседа со священником Димитрием Туркиным

- Существует несколько точек зрения на колдовство – одни говорят, что это все фантазии, другие боятся каждого встречного, иногда даже в храме, видя в нем «колдуна». Как в этом вопросе держаться «золотой середины»?

- Я далек от такой крайней позиции, чтобы отрицать факт существования колдунов как людей, сознательно входящих в общение с нечистой силой. Действительно, нас окружает невидимый мир темных духов – бесов, и есть недоброжелательные люди, желающие воздействовать на этот мир и тем самым влиять на нас. Но, чтобы не бояться колдовства и всего, что с ним связано, у верующего должно быть сформировано здравое понятие об этих явлениях.

За время моего служения в результате общения с прихожанами я заметил, что больше всего опасаются колдунов и нечистой силы люди малоцерковные. Они, как правило, хотя и крещеные и имеют какое-то представление о Боге и о Церкви, но сами в церковной жизни почти не участвуют.

- То есть эти люди интуитивно стремятся к духовности, но не могут найти правильный путь к Богу, к Церкви? Почему они «сбились с дороги»?

- Бывает так, что человек верит в Бога и в существование духовного мира, но не имеет ясного представления о том, в каких отношениях находятся Божественный мир, мир бесовский и человек. Глядя на окружающий его мир, на результаты борьбы добра со злом, он делает такой неправильный вывод, что силы добра равны или даже слабее сил зла, забывая о всемогуществе Бога. Человеку свойственно бояться чего-то неведомого, поэтому он и приписывает злым силам сверхмогущество. Кроме того, некоторые считают, что и колдуны могут властно воздействовать на духовный мир.

Это мнение основывается на психологии неисправного, не освященного духовной жизнью человека. Дело в том, что такой человек еще не научился по-настоящему обращаться к добру, то есть он с силами добра – миром Божиим – миром святых ангелов, которые могут и хотят защищать его, не установил правильных отношений. Как следствие, человек находится под страхом воздействия неведомых ему магических сил.

- Кто такие колдуны, чародеи? Что ими движет и при каких условиях они могут повстречаться на нашем жизненном пути и принести нам вред?

- Не так важно знать кто они, как – откуда их силы, каковы их реальные возможности, и чем, конкретно, действует колдуны?

Людям, которые их опасаются, представляется так: колдун сам по себе или с помощью магии обладает властью над духами и силами природы. Это абсолютное заблуждение. Конечно, сам колдун или гадатель может и сам так думать, что он овладел этими силами.

Однако, бесы не столько могущественны, сколько хитроумны, и предоставляют ему дело так, как будто подчиняются его магическим действиям. Их власть над миром чрезвычайно невелика, но поскольку тому, кто колдует, свойственны гордость и тщеславие, то силы зла его самого легко обманывают. И, на самом деле, бесы владеют колдуном, а не он ими, всего лишь потому, что он сам открылся им.

Вместо того, чтобы посвятить себя Богу, человек открылся темным силам, и они вводят колдуна в заблуждение, показывая ему свое ложное послушание, из чего он делает вывод о своей власти над ними.

- Как Церковь учит жить, чтобы колдовство не могло повредить человеку?

- Если кто-то даже все силы зла призовет на голову одного человека, то они не смогут сделать с ним ровным счетом ничего, если он будет защищен силою Божией.

Для этого надо быть православным, знать и соблюдать духовные законы и правила, которые предлагает Церковь. То есть стать человеком воцерковленным, посещать храм, соблюдать посты, молиться, регулярно исповедоваться и причащаться. Тогда можно быть уверенным, что никакие колдовские действия не смогут ему повредить.

Конечно, это не значит, что человек не будет болеть, страдать, что у него не будет никаких искушений. Силы зла все равно его подстерегают, но не потому, что кто-то колдует, а потому что он сам может быть в чем-то неисправен и страдает за свои грехи. Но возможность вредить у бесов все-таки очень ограничена, иначе мир давно бы уже погиб.

- Современные люди часто смешивают представления о Православии с язычеством, и вместо того, чтобы жить церковной жизнью, обращаются к колдунам, целителям в поиске счастья, здоровья…

- Вообще-то, человеку свойственно стремление к чему-то таинственному, своеобразный поиск духовности. Из-за того, что этот поиск идет в неправильном направлении, человек вместо того, чтобы обратиться к светлому, обращается к темному, хотя часто не отдает себе в этом отчет.

Люди думают, что колдуны могут помочь исцелиться, что-то узнать: «Они лечат, они же предсказывают, как же им не верить». Но надо себе ясно представлять, что силы зла в общении с человеком преследуют конкретную цель: подчинить человека себе, овладеть его волей.

Представим себе, что человек тяжело заболел. Он или его родственники обратились к колдуну (его неправильно могут называть целителем, ведь исцелять, т.е. делать целым, по-настоящему может только Бог). Чтобы больше повредить душе, бес может и перестать вредить телу. Бес сам является источником всякого вреда, в том числе и болезни, и может отнять на время эту болезнь. Человек думает, что его вылечил колдун и начинает верить в благое действие магии, и становится рабом темных сил.

Человек оказывается под влиянием псевдоположительного действия злой силы, которое совершается не потому, что эта сила хочет добра, а потому, что она хочет овладеть человеком, его сознанием, его верою.

- Очень часто можно слышать: «у меня все пошло не так: не сглазил ли меня кто-нибудь, не навел ли порчу?» Не перекладывает ли человек ответственность за произошедшие с ним негативные изменения на другого, тогда как истинная причина – в самом человеке, в его неправильном духовном образе жизни?

- Я сталкиваюсь с тем, что человек может регулярно ходить в храм, и тем не менее говорить, например: «Батюшка, посмотрите, я вся больная, ноги не ходят – «мне сделали». Это значит ее «околдовали». Я отвечаю: «Матушка, вы весьма пожилой человек, и у вас есть много разных болезней. Потом, посмотрите на вашу жизнь, на ваши грехи, на ваше отношение к людям». «Нет, батюшка, я все-таки думаю – «мне сделали». Невозможно переубедить человека, обладающего магическим сознанием. Такой человек думает, что с помощью заклинаний и обрядов можно заставить духов или вредить или помогать человеку.

Действительно, в мире борются две силы: с одной стороны Бог со святыми ангелами, а с другой – сатана с его силами, но думать, что это борьба «на равных», где побеждает то одна, то другая сторона, – это абсурд. Бог всемогущ, Ему не нужно соревноваться с бесом, Он властвует над всей вселенной. Человек же становится игрушкой сил зла, не потому, что бес силен, а потому что сам человек чрезвычайно неисправен. А Бог лишь попускает ему повреждение только для того, чтобы человек одумался, покаялся и исправился.

Чтобы показать отношение Церкви к возможностям темных сил, можно обратиться к тексту общего тропаря святым мученикам, в котором говориться, что они сокрушили «демонов немощные дерзости». Получается, что, с одной стороны, бесы – это злая дерзкая сила, но, с другой стороны, – совершенно немощная, потому что она по сравнению с Божественной силой ничтожна, и действует только на того, кто сам открыл себя действию этой силы.

- Некоторые говорят: «В меня вселился бес, мне надо на отчитку», что посоветовать таким людям?

- Увлечение этими явлениями свойственно неуравновешенному сознанию, когда любой психологический дискомфорт воспринимаются как беснование. К сожалению, это не столько слабость веры, сколько следствие необразованности, слабости характера, чьего-то внушения. Начитанность различного рода псевдодуховной литературой приводит к мнению, что бесы по своей воле могут вселяться в кого захотят.

Бес при всем своем желании не может производить над человеком ничего, если не будет попущено Господом. И такое бывает попущено за тяжкие грехи. Апостол Павел в послании к коринфянам пишет, что принял решение тяжко согрешившего «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» (1 Кор 5:5). Чтобы душа спаслась, попускается самое тяжелое и страшное состояние для человека: поселение в душе беса. Но все, что Господь ни делает, все к лучшему. Евангелие свидетельствует, что бесы хотя и противятся Богу, но не могут ослушаться Его. Когда Христос исцелил бесноватого, то бесы, выйдя из него, просили у Спасителя разрешения, чтобы им войти в стадо свиней (Мф 8:31-32).

В сборнике церковных молитв – Требнике существует «Последование о страждующих от нечистых духов». К такого рода страдающим людям нужно относиться как к духовно болящим, с состраданием, со снисхождением, уважением к их личности. Надо стараться им помочь. Но в первую очередь помочь им может только Бог. А лучшим средством, конечно, является покаяние, пост по силам, святое Причастие.

Иногда бывают случаи просто праздного любопытства: «Батюшка, я и к о. Герману ездила! Только со мной там все было хорошо, я даже удовольствие почувствовала» – «А зачем же вы туда ездили?» – «Да вот, просто посмотреть…» – «Да как же можно! Там страшные вещи с людьми могут происходить, разные ненормальности могут проявляться в виде криков, воплей, рычания и прочего!» – «У меня все было хорошо». Однако такое может быть для человека впечатлительного неполезно и даже опасно.

- Почему в наше время даже многие молодые, современные юноши и девушки верят в суеверия, в домовых, в силу заговора и тому подобное?

- Человеку хочется знать хоть что-то о духовном мире. И то, что проще для понимания, то и принимается в первую очередь. Такова идея естественной религии. Она естественная, но не значит – правильная, ибо она свойственна падшему естеству. По сути это просто язычество.

Представление о том, что сначала появились естественные религии – вера во многих богов – духов природы, а потом выделяется единобожие – вера в одного Бога – Творца, исходит из неправильного представления о Боге. На самом деле, изначально человеку было известно о Творце гораздо больше, чем может быть, известно нам. Ибо первый человек Адам он имел прямое, непосредственное общение с Богом. И потомки его, если не имели такого общения, были воспитаны тем же Адамом и поэтому имели ясные представления о Боге. Постепенно такое знание о Творце рассеялось во тьме веков, тьме в первую очередь человеческих страстей и грехов. И взамен истинной религии появилось иное представление о мире, где якобы существуют самодействующие силы, с которыми можно установить контакт и даже воздействовать на них. Конечно, оно связано со страхом, с тем, что человек не владеет вполне обстоятельствами своей жизни, не управляет этим миром так, как ему хотелось. Но есть существа – бесы, готовые всегда войти в общение с человеком и подчинить его себе.

В наше, как кажется просвещенное, время не должно уже быть грубых суеверий. Во всяком случае, пожилые люди более могут быть склонны к суевериям.

Это может быть понятно и, отчасти даже простительно, в силу их неграмотности в духовных вопросах или пребывания их уже в сумеречном состоянии сознания. Но почему молодым людям, которые по своей воле, а не по слабости ума, предают себя в «лапы» этих весьма коварных, хитрых и опасных врагов? Это трудно объяснимо, но понятно, что это свойственно лишь духовно неисправному человеку. Получается, что если такому человеку нужно защититься или получить некую духовную помощь, то ему проще обратится не к Богу – Творцу и Владыке всех, а к этим темным силам. Обратится к Богу – это ответственный шаг. Человек понимает, что нужно внутренне очиститься, чтобы как-то соответствовать Тому, с чем хочешь войти в общение. А бесы этого не требуют, и даже, наоборот, с не кающимися грешниками лучше находят «общий язык».

Поэтому первым и самым правильным решением человека, которой как-то почувствовал на себе воздействие темного мира злых духов – бесов, будет посмотреть на себя со стороны, внимательно разглядеть свои грехи, страсти и ошибки и попытаться загладить свою вину в покаянии перед Богом. И даже на этом этапе можно будет получить значительные перемены в себе, и ослабление действия бесовских сил. Они, конечно, сразу не отстанут и воспротивятся и поначалу будут еще сильней враждовать на человека, но поскольку, их дерзости немощны и бессильны, то постепенно человек, постоянно борясь со злом внутри себя, с помощью Божией станет свободным.

Беседовала Елена Миронова
Май 2008 г.