Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове

Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

На главную страницу
Вверх

Малая Окружная железная дорога

Между станцией метро «Петровско-Разумовская» и храмом свт. Иннокентия в Бескудниково, над всегда оживленным Дмитровским шоссе проходят железнодорожные пути. Этот путь и есть Малая Окружная железная дорога г. Москвы.

Малое кольцо Московской железной дороги – окружная железная дорога в Москве, предназначенная для осуществления грузовых транзитных перевозок между всеми 10 магистральными железнодорожными направлениями столицы. Протяжённость кольца – 54 км, с учётом примыкающих веток и подъездных путей – 145 км.

Административный статус

В настоящее время входит в Московско-Курское отделение МЖД, составляет Московско-Окружную дистанцию пути.

Дореволюционный период истории окружной железной дороги

Первые проекты Московской Окружной появились в 1860-х – 1870-х годах. Они были направлены, главным образом, на облегчение передвижения грузов, шедших гужевым транспортом по территории города, путем отвлечения их на кольцо дороги.
Это уникальная транспортная развязка, не имевшая аналогов в мировой практике, – построена в 1902—1907 гг. по проекту инженера П. И. Рашевского: ж.-д. кольцо опоясывало город, шло лесами, болотами, проходило по районам фабрик и заводов, по дачной местности, а также вблизи исторических районов Москвы. Дорога была предназначена для грузовых перевозок, а также для перевозки пассажиров, в том числе для экскурсионных поездок вокруг столицы. Николай II начертал на титульном листе проекта: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид». Под руководством архитекторов А. Н. Померанцева и Н. В. Марковникова были построены 17 вокзалов в едином стиле – из красного кирпича с белой отделкой, а также дома для персонала станций, столовые, казармы, кузницы, мастерские. На станциях существовали билетные кассы, залы ожидания, где было проведено электричество. В зданиях были установлены голландские и русские печи, точные часы. Часы, закупленные у известной фирмы П. Буре, отличались особо высокой точностью, по ним москвичи сверяли время. До настоящего времени сохранилась часть построек.
Постройка Окружной дороги была закончена к 1907 году. В сутки проходило четыре поезда. Схема движения была такова: поезда выходили с Николаевского вокзала, отправлялись через Московско-Брестскую дорогу на станцию Пресня Окружной дороги. До этого места каждый поезд шел двойной тягой. Здесь его разъединяли: один паровоз ехал «по часовой стрелке», другой – в противоположную сторону; каждый тащил за собой состав из трех вагончиков. Обогнув кольцо, оба поезда опять возвращались на Пресню, здесь объединялись в один и возвращались на Московско-Брестскую дорогу. Были изданы путеводители и альбомы по Московской окружной ж. д. «с историей Москвы и описанием исторических памятников и торгово-промышленных заведений, находящихся в окрестностях Москвы и прилегающих к кольцу дороги, с рисунками и картой».
Один из первых машинистов Окружной дороги вспоминал: «В 1908 году повели мы здесь первые поезда. Странно было мне тогда, прямо скажу. Дорога Окружная – опоясывает большой город, а почти всюду леса. Да еще какие! – Ведешь, бывало, состав, особенно в осеннюю непогоду, так даже жутко делается – такое безлюдье кругом».

Советский период истории окружной железной дороги

До 1917 года МОЖД развозила по Москве множество рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий. В 1916 г. Окружную включили в состав Московско-Курской ж. д., а в 1934 г. она была выделена в самостоятельную железную дорогу и перестала использоваться для перевозки пассажиров, в 1956 г. потеряла самостоятельность, в связи с образованием Московской ж. д., ныне используется только для грузовых перевозок.
При локомотивном депо «Лихоборы» находится музей Окружной дороги, в основном освещающий советский период ее истории. Большую роль сыграла эта ж. д. во время Великой Отечественной войны, на средства рабочих и служащих Московской Окружной был построен бронепоезд «Москва» для Советской армии (именно этот бронепоезд показан в кинофильме «В шесть часов вечера после войны»).

Реставрация

В конце 1980-х гг. было решено реставрировать сохранившиеся здания ж. д. и впоследствии возобновить перевозку пассажиров по Московской окружной ж. д., в 2001 г. появился проект реконструкции дороги: превращения ее в скоростную трассу, с возможностью пересадок на линии метрополитена и ж.-д. линии разных направлений.

Станция Лихоборы. Водонапорная башня

Станция Лихоборы. Водонапорная башня

Станции московской окружной железной дороги

1. Владыкино
2. Ростокино
3. Белокаменная
4. Черкизово
5. Лефортово
6. Андроновка
7. Угрешская
8. Кожухово
9. Котлы (полустанок, не сохранился)
10. Канатчиково
11. Нескучное (полустанок, не сохранился)
12. Площадь Гагарина (законсервированная платформа)
13. Воробьёвы Горы (не действует)
14. Потылиха (полустанок)
15. Кутузово
16. Пресня-Товарная
17. Серебряный Бор
18. Братцево
19. Лихоборы

Станция Лихоборы располагается у границы районов Коптево и Головинский, между проездом Черепановых и Пакгаузным шоссе. Над северной горловиной станции проходит путепровод Михалковской улицы и Онежской улицы. Станция проектировалась как центральная на Московской окружной железной дороге. В 1900-х годах здесь был построен большой комплекс сооружений – пассажирский павильон, мастерские для ремонта паровозов и вагонов, нефтекачка, дома управляющего дорогой и машинистов и др. На искусственном холме была возведена водонапорная башня.
От восточной горловины станции отходят две соединительных ветви на главный ход Октябрьской железной дороги, пересекающей МК МЖД к востоку от Лихобор. Кроме того, от станции на север отходит куст подъездных путей, пересекающих 2-й и 3-й Лихачёвский переулки. До главной станции кольца Лихоборы сейчас можно доехать от метро Войковская трамваями 23-го и 27-го маршрутов.
Владыкино – железнодорожная станция Малого кольца Московской железной дороги. Располагается между Ботаническим садом РАН и промзоной, у станции метро «Владыкино». У западной горловины станции – эстакада Алтуфьевского шоссе. От станции отходят подъездные пути к прилегающим предприятиям, а также соединительная ветвь на Савёловское направление МЖД. Сохранился ряд станционных построек начала XX века, в том числе вокзал (значительно перестроенный), товарная контора, пакгауз и пост централизации.

Мосты московской окружной железной дороги

На линии 6 мостов через реки (4 – через Москву, по одному через Яузу и Лихоборку). Существует 32 путепровода через автодороги и железные дороги. Кроме того, на Малом кольце действует один туннель – под площадью Гагарина. Нет ни одного переезда.

Проекты

B наши дни в районах прохождения МОЖД живут более 1,2 миллиона человек. Они, а также пассажиры с других видов транспорта, могли бы постоянно пользоваться кольцевой линией городского поезда после планируемого строительства новых и реконструкции имеющихся станций МОЖД, подходов к ним и организации удобных пересадочных узлов на метро, наземный городской трaнспoрт и пригородные поезда.
Проект организации кольцевой линии городского поезда в составе транспортной сети Москвы разрабатывается в рамках долгосрочной программы развития транспортной системы столицы.

По материалам:
1. Московский север и Железная дорога Бескудниково – Лосиноостровская
2. Энциклопедия «Википедия»
3. «Железнодорожное дело» 1-4/97

Подготовила Елена Миронова