Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове

Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

На главную страницу
Вверх

Свято-Успенская Почаевсая Лавра

Свято-Успенская Почаевсая Лавра…Дорога к Лавре пролегала по равнине, но вдоль горизонта тянулись какие-то хребты, горы, я в них напряженно всматривалась, стараясь не пропустить блеск куполов, экскурсовод сказал, что Лавра находится на холме.
Разместились мы в лаврской гостинице в несколько этажей, с новым и добротным ремонтом. Домашнюю атмосферу создавали виды Лавры в рамках на стенах, теплый, приглушенный свет от настольных ламп у дежурных по этажу.
Устроившись в гостинице, я спустилась на территорию Лавры, чтобы в мягком закатном свете успеть насладится изумительными видами храмов, часовен.
В храм (Свято-Троицкий собор) наша группа успела только на начало канона. В храме очень сумрачно, полутьма, погашены все паникадила. Вдоль стен на баулах сидят сирые и убогие. И ощущение ирреальности происходящего: я уже не ощущала себя человеком какого-то конкретного века, стерлись границы между временами, что 18 век, что 21 одно и тоже, одни и те же заповеди, одни и те же грехи отпускаются под епитрахилями.
После службы был крестный ход с потрясающими знаменитыми распевами Почаева. Особо запомнился момент, когда многочисленная братия в черных клобуках высоко поднималась по лестнице к храму, а мы, прихожане и паломники, шли пока снизу и с благоговением смотрели на монашество, духовное воинство, наших молитвенников.
…Следующий день начался в половине пятого, когда зазвонил «будильный» колокольчик, но наша группа была уже на ногах. Я вышла из гостиницы в утреннюю синь и буквально пошатнулась от воздуха, такого свежего и влажного после ночной грозы, всё ею умылось, очистилось. На улице никого нет, тишина. В какой храм идти, я не знаю. Но вот кто-то приоткрыл дверь Свято-Успенского собора, и я пошла на эту золотую полоску света.
После Божественной литургии и благодарственных молитв по святом Причащении открыли доступ сразу к двум великим святыням Лавры Почаевской иконе Божией Матери и её цельбоносной Стопочке.

История Почаевской иконы

Почаевская икона«В 1559 году Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 г. чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства».

Стопочка

«На горе, где сейчас расположен монастырь, поселились два инока в 1340 году. Один инок после молитвы пошел к вершине горы и, вдруг, увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Он взбежал на гору, и они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Пресвятая Богородица, навсегда остался отпечаток Ее правой стопы. С этого места забил источник целебной стопы, от которой и поныне получают исцеление от всевозможных болезней верующие люди».
Когда строили храм, то по промыслу Божьему не получилось отпечаток стопы оставить выше уровня пола храма. Поэтому он немного ниже уровня пола. Но над стопочкой воздвигнут красивый ковчег, там же монах-«стопочник» разливает в плошечки водичку, проистекающую из стопы. Мы тоже сподобились её испить.
Потом я пошла к Почаевской иконе, около неё шел молебен. Очередь шла нестерпимо медленно, и я переживала, что за это время молебен кончится и икону опять поднимут высоко на иконостас. Но все, конечно же, успели, в таких случаях никогда не надо волноваться. Пусть даже именно ты чего-то не успеешь, всё равно, если ты ждал терпеливо, не роптал, а положился на волю Божию, то свою награду ты уже получил. Очень небольшой образ убран в богатый оклад, словно драгоценнейший камень, спрятанный в кружево золота.
пещерный храм Иова Почаевского…Наша группа спустилась в пещерный храм Иова Почаевского, чтобы поклониться его мощам. Пройдя через длинную галерею, фрески на стенах которых изображали всех русских святых от первых мучеников за христианскую веру и крестителя Руси св. Владимира до святых, прославление которых случилось до 70-х годов (когда и расписывался храм). К сожалению, многие фрески «болеют» грибом, плесенью, от которой очень сложно избавиться, как знают все реставраторы и художники.
Наконец заходим в храм, слева вход в саму пещерку, где покоятся нетленные мощи преп. Иова. Своды её нерукотворны, то есть образованны естественным путем. Вся пещера представляет собою как бы сень – повсюду мерцают лампадки. Мы прикладываемся к открытой ручке Иова Почаевского, которая была теплой и благоухала. Преподобный Иов жил ровно 100 лет (1551-1651) и был первым устроителем Почаевского общежительного монастыря. Учитывая возраст его кончины, его ручка нисколько не изменилась, только немного усохла и приобрела коричневый цвет, какой приобретают мощи всех угодников этого края (Киево-Печерские монахи, Лаврентий и Феодосий Черниговские).
Около раки с мощами виднеется узкий лаз в еще одну пещерку – там, под тесными сводами, подвизался в уединении и молитвенном подвиге преподобный Иов. Теперь существует традиция входить, точнее пробираться в эту пещерку и там помолиться, чтобы избавил Господь от страстей, греховных навыков, попросить о здоровье, душевном и телесном, и просто почувствовать благодать этого освященного молитвой преп. Иова места.
Ждали мы нашей очереди 3 часа. Я отлучилась в монастырскую лавку за местного производства просфорами, очень большими и душистыми. На обратном пути случайно встретила владыку Сергия– архиепископа Тернопольского и Кременецкого – и подошла под благословение. Владыка, подъявший на себя множество трудов, поразил простотой в обращении.
…В очереди перед нами стояли монахини Румынской Православной Церкви. В Православной Церкви в ожидании своей очереди к какой-либо святыне многими принято петь всем известные церковные песнопения или духовные канты. Нам повезло услышать, как поют румынские монахини: удивительно чисто и светло звучали их голоса.
Наконец, мы вновь зашли под нерукотворные своды пещерки. Говорят – неизвестно быль это или вымысел – что один мужчина залез в пещеру, а выбраться не мог, пока не вспомнил один грех. Но видя, насколько узок и извилист ход в пещеру, несложно в это поверить. Снимаю обувь и осторожно протягиваю руки и голову, как учит дежурный монах, затем потихоньку просачиваюсь внутрь; уже изнутри инструктируют, куда какую ногу и руку поставить, и, наконец, мягко, медленно падаю на каменный пол. Совсем не ушиблась, как будто упала в воду. Встаю, осматриваюсь: удивительное дело, вроде пещерка крохотная и круглая, но посередине встать можно во весь рост, и, кажется, что еще много человек сюда поместится. Стены серенькие, гладкие, влажные и теплые на ощупь, а в уголке светит маленькая электрическая лампочка. Видно было, как все присутствующие люди замерли, каждый думал о чем-то своем, сокровенном. С Божьей помощью все выбрались!

Елена Миронова
Август 2006 г.