Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове

Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

На главную страницу
Вверх

Иринарховский крестный ход

Каждый из нас по-разному проводит теплые летние месяцы, но у каждого наверняка есть место, куда бы он хотел еще и еще раз возвращаться, отложив все другие дела. У некоторых православных людей таким местом навсегда стал Борисоглебский на Устье монастырь Ярославской области, на территорию которого они стекаются раз в год, чтобы отправиться в четырехдневный крестный ход. По милости Божией, два раза мне удалось поучаствовать в этом празднике, прикоснуться душой к благодатному явлению – Крестному ходу, побеседовать с людьми, которые уже почти все одиннадцать лет являются неизменными участниками крестного хода в Борисоглебском краю.

Преподобный Иринарх Затворник

Крестный ход назван Иринарховским по имени святого, особо почитающимся в Борисоглебском монастыре. Преподобный Иринарх жил во второй половине XVI – начале XVII века. Он сурово подвизался в обители: усердно трудился в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле, а также носил на теле множество вериг и оков. Силой духа вооружал преподобный Иринарх своих соплеменников на борьбу с поляками во времена смуты.

крестный ход

 

крестный ход

 

крестный ход

 

крестный ход

Маршрут крестного хода

Иринарховский крестный ход по традиции организовывается в конце июля месяца и длится четыре дня. За это время паломники проходят почти пятьдесят километров. Идут, следуя той тропе, по которой святой Иринарх, когда был пастухом, бегал из Борисоглебска в Кондаково. От стен древнего монастыря монахи, прихожане и паломники шествуют на родину Иринарха в село Кондаково. Эта благочестивая традиция, забытая в советское время, была возобновлена 11 лет назад братией Борисоглебского монастыря. До революции же более 300-т лет паломники шли к святому источнику в Кондаково той же дорогой.

Святой источник

Целебная сила источника, ископанного преподобным в юности, была известна очень широко. Сейчас это место благоустроено, а над источником возведена деревянная купальня. В последний день крестного хода, после Божественной литургии, верующие спускаются к источнику, где служится водосвятный молебен. После люди с благоговением окунаются, прося помощи преподобного в своих различных жизненных обстоятельствах.
«Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей» (Пс. 85. 11)
Участники крестного хода четыре дня проводят в пути, по дороге делая остановки у храмов, в том числе разрушенных, служа молебны, а на погостах – заупокойные литии. Каждое утро в храме, около которого состоялся ночлег, совершается Божественная литургия, накануне которой служится вечерня с утреней (а перед завершающим днем – Всенощное бдение).
Путь богомольцев иногда пролегает через населенные пункты – деревни и села, где местные жители накрывают столы, чтобы паломники могли подкрепиться. И здесь, так же, как и во время шествия, обязательно соблюдается правило – быть внимательным к другим людям, лучшее отдавать детям и самым немощным и пожилым. Из местных жителей никто не остается равнодушным: многие, празднично одетые, заранее выстраиваются вдоль дороги, благодарят за молитву. И сколько раз я видела, как старушки выходили из домов и, держась за изгородь палисадника, крестились и плакали.
Почти каждый паломник некоторое время несет вериги преподобного Иринарха, весом 8 килограмм. Невозможно представить себе этот ход без всенародного пения. Среди тех, кто идет Иринарховским крестным ходом, все чаще можно увидеть целые семьи: бабушки, дедушки, папы, мамы, детишки. И конечно же, огромное количество молодежи, среди которых некоторые уже объединились в собственные семьи. Первое время удивляет то, как старательно многие участники готовят одежду к крестному ходу. Можно сделать вывод о том, что они исповедуют не только веру своих предков, но для них важны и традиции, характерные для нашего народа. Женщины и даже маленькие девочки идут в собственноручно сшитых русских народных сарафанах и вышитых рубашках, а многих мужчин можно увидеть в красивых косоворотках.
В заключение хочется привести выдержку из памятки участникам Иринарховского крестного хода: «Крестный ход нужен, чтобы пострадать, потерпеть неудобства во благо своей душе. Каждый крестный ход представляет собой непостижимое единство церковного торжества».

Паломники о крестном ходе

«Каждый год я жду этой соборной молитвы…»

– С каким чувствами Вы идете на крестный ход, что Вы ожидаете от него?
– Первый раз я шла и не очень понимала, что происходит, но когда крестный ход закончился, я почувствовала великую молитвенную помощь. После того как придешь, когда пройдет усталость, залечишь мозоли, наступает какая-то радость и как будто освобождение от чего-то. И следующий крестный ход я уже определенно жду, именно этой соборной молитвы. Необычно то, что иногда мы причащаемся под открытым небом. Так как народ иногда не вмещается в храм, и в некоторых местах, в которых мы останавливается, приходится исповедоваться и причащаться прямо под открытым небом. Важно и то, что освобождается время на то, чтобы сосредоточиться. Ничего не мешает, ничего не отвлекает, никакой суеты, идешь и молишься. Ты перебираешь не просто весь помянник – всех родных и близких – но на память приходят и те люди, о которых уже забыл.
– Как во время хода ощущается связь с преподобным Иринархом?
– Во-первых, крестный ход начинается из Борисоглебского монастыря, в котором подвизался преподобный Иринарх, и приходит крестный ход на место его рождения, в село Кондаково. По значимости этот святой, наверно, такой же, как преподобный Сергий. Сила его молитвы и труды его настолько велики, что понять и осознать это, наверно, не каждый может. В этом явно явлена помощь Божия преподобному, который может каким-то образом на крестном ходу чем-то поделиться со всеми нами. Стоит сказать о веригах преподобного, эти, на цепях спереди и сзади, железные кресты надевают на каждого по очереди. И когда эти вериги на себя одеваешь, ощущения, конечно, необыкновенные. Это продолжается уже много лет и люди, совершенно не знакомые между собой, говорят одни и те же слова: они ощущают силу, помощь, какое-то необыкновенное вдохновение, приподнятость, радость.
– Какие бывают трудности, что тяжелей всего дается?
– Всегда трудно, когда испытываешь усталость, жару. И немного нападает малодушие: пройдешь ли, и многие приходят в смущение… Но кто-то идет не все дни, кому как по силам. Но день или два, но идут все: и престарелые люди, и женщины с детишками. Если посмотреть на весь крестный ход, то там присутствуют люди всех возрастов – от грудного возраста до самых преклонных лет. И конечно, когда видишь, что идут согбенные старушки, у которых, конечно же, все болит, хочется за ними подтянуться.
– Что поддерживает, подбадривает во время крестного хода?
– Идти целый день тяжело. Иногда нападает прямо уныние – от жары, от боли в ногах, спине – но… вдруг чувствуешь брызги прохладной святой воды и видишь улыбающееся лицо игумена о.Иоанна. Все сразу приободряются, улыбаются, начинают быстрей бежать. И так вдоль всего крестного хода бегает неутомимый о.Иоанн, всегда со своей улыбкой. Глядя на него, у многих появляются силы.
Многие, особенно молодежь, любят петь: молитвы, тропари, стихиры. Даже просто перечисляют всех святых, идут и поют, например, «преподобный отче наш Иринарше, моли Бога о нас». Монахи запеваю, а весь крестный ход повторяет.
– Из каких людей состоит Иринарховский крестный ход, откуда они?
– Местных немного. В основном приезжают из Москвы и из других городов. Автобусов всегда бывает очень много. Есть еще одна категория – дачники, их достаточное количество. Это люди, которые живут в Москве или в Питере, а летом ходят молиться в местные храмы. Раньше крестные ходы были явлением очень распространенным, они приурочивались к разным праздникам, к местно чтимым святым. В храмах находились иконы со специальными ручками для того, чтобы их удобно было нести во время крестного хода. Участвовать в крестном ходу было праздником, к нему готовились, одевались по-праздничному. Очень радостно, что такая традиция возрождается.

На вопросы отвечала р.Б. Вера, участница крестного хода из Москвы

«Крестный ход – это проверка себя»

– Что Вас тянет снова и снова каждый год в Борисоглебский район?
– Каждый год я стараюсь пойти на крестный ход, потому что понимаю, что для моей суетной жизни это единственная возможность четыре дня быть с Богом, молиться и что-то вымолить. В Москве все мы вращаемся в своем кругу, достаточно малом, особенно с возрастом, а здесь, на крестном ходу, глядя на огромное количество судеб других людей, понимаешь, что человек может очень многое, если перестанет бояться.
– Легко ли решаться на Иринарховский крестный ход?
– Да, бывает, что нападает страх накануне поездки, не спишь, чисто по-человечески думаешь, что не пройдешь, что будут трудности. А потом понимаешь, что это – состояние маловерия, когда уповаешь только на свои силы, которые одних, конечно, не хватит. Перед поездкой иногда начинаются всякие искушения и непонятно, действительно ли это нужно – идти все четыре дня – или это дается возможность преодолеть малодушие и постараться во что бы то ни стало все равно поехать.
– Какие Вы чувствуете добрые плоды в душе после крестного хода?
– Каждый раз это как проверка: что ты из себя представляешь, насколько ты припал к комфорту, какие мелочи тебя волнуют, из-за чего ты переживаешь, насколько ты легко раздражаешься, легко впадаешь в это состояние, когда тебя лишили привычной опоры. Надо все время думать о других людях, избавляться от своего эгоизма.
Мой племянник один раз шел со сломанной рукой, а в этот раз я поняла, что у него, к счастью, не осталось негативного впечатления, хотя он довольно изнеженный мальчик. Дело в том, что увидел эту мощь Православия, увидел, как возрождаются храмы, как все меняется, увидел силу молитвы. Храм в Кондаково воссоздался нечеловеческими силами. Конечно, за этим стоит большая духовная мощь, это заряд на целый год...
Потом мне кажется, очень важно – пройти семьей, потому что это сплачивает совместную молитву и приучает к совместному преодолению трудностей.
– Как складываются отношения с людьми?
– Крестный ход – это возможность увидеть море православных людей, посмотреть на нас на всех со стороны. Также увидеть себя во многом. Как нигде, бывают интересные разговоры, очень интересные судьбы, видишь многодетные семьи. И начинаешь понимать, что у тебя в жизни сделано многое не так. Очень мне нравится одна многодетная семья, я всегда стараюсь с ними пересечься. Как они ведут своих детишек, как мама со всеми разговаривает, как она старается облегчить им путь сказками и какими-то назидательными вещами! Вот какие бывают семьи необыкновенные.
А вот искушений с людьми у меня лично не случалось, слава Богу. Но последние два года я стараюсь ни с кем не разговаривать, потому что действительно, очень теряется молитва.
– Что делать, когда во время крестного хода, кажется, нет больше сил?..
– О. Иоанн очень поддерживает: всегда что-то говорит, не повторяется каждый раз, он чем-нибудь предваряет каждый молебен, каждую панихиду, каждый переход. Сколько раз он старается повернуть глаза человека внутрь самого себя. Но если первые годы я старалась бежать впереди, за о. Иоанном, не отставать, слушать, что он говорит, что бы как можно больше облегчить этот ход, то сейчас понимаешь, что даже если «плетешься в хвосте», и где бы ты не шел – это не самое главное.

На вопросы отвечала р.Б. Елена, участница крестного хода из Москвы
Материал подготовила Елена Миронова