Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове

Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

На главную страницу
Вверх

Аналипсис или Вознесение Господне в Греции

Православный мир очень разнообразен. Все народы призвал к себе Господь. Особенно это ощущается во время путешествий, когда сталкиваешься с непривычными обычаями и традициями – и все они православные. В храме, как центре духовной жизни народа, как в зеркале, отражаются его национальные особенности, темперамент, культура. Нам многое может быть непонятно и необычно, как и в наших храмах что-то непонятно людям., приезжающим издалека. Уже в 16 веке один греческий паломник, после того, как отстоял всенощное богослужение в Троице-Сергиевой Лавре, сказал: «У русских железные ноги».
Не надо думать, что где-то «Православия» больше, а где-то меньше. Все поместные православные Церкви одинаково благодатны: и древнейшие Патриархаты – Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский, и молодые православные Церкви, такие, как Американская, Польская, Чешских Земель и Словакии. В каждой поместной Церкви есть свои особенности. Поэтому, находясь за пределами нашей Родины не ленитесь посещать местные православные Церкви. А по приезде домой рассказывайте нам о ваших впечатлениях.
Предлагаем вашему вниманию впечатления от поездки в Грецию нашей прихожанки – Анны Кондрачук.

 

Православие в Греции

В еще не столь далекие советские времена я, будучи школьницей, насмотревшись по телевизору новостей про «ужасы» зарубежной жизни, говорила: «Какое счастье, что я живу в Советском Союзе!» Но выехав за государственную границу нашей Родины и не найдя там тех самых «ужасов», а наоборот, наблюдая благоустроенную жизнь разных городов с их ухоженными улочками и домиками, законопослушность и материальный достаток других народов, я все равно от души говорю: «Слава Богу, что я родилась и живу в православной России!».
И все же есть в далеких краях места, куда душа стремится как к Богу! Одним из таких мест для всех православных людей является Греция – страна, хранящая в себе истоки православия, огромное множество православных святынь и мест, связанных со Священным писанием и Священным Преданием.
Греция встретила нас жарким, солнечным днем, теплыми улыбками своих жителей и красивой музыкой. Еще дома, выбирая маршрут поездок по Греции, мы встали перед дилеммой: выбрать западную Грецию с ее о.Корфу, хранящим мощи свт.Спиридона Тримифунтского, а также возможностью посетить итальянский г. Бари и приложиться к мощам свт.Николая. Или же поселиться недалеко от главного оплота православия – Святого Афона. «Победил» Афон, несмотря на «Аватон» (аватон – запрет для женщин на посещение монашеской республики). В морскую прогулку к берегам Святой горы мы отправились уже на следующий день по приезде.

Православие в Греции

Агион Орос – так звучит по-гречески Святая гора Афон. Предание повествует нам, что святым это место стало после посещения его Богородицею. На пути в Иберию, куда направлялась Божия Матерь для распространения веры христианской, Ей явился Архангел Гавриил и указал на полуостров Македония с горою Афон. С того дня, как нога Пресвятой Богородицы ступила на эту землю, стал называться Афон Уделом Богородицы, где под Ее Покровом люди, оставившие мирскую жизнь, хранили веру православную. Первые упоминания о монахах на Афоне встречаются уже в VII веке, а с 972 года Афон провозглашается независимым монашеским государством.

Православие в Греции

Выйдя на нашем корабле в открытое море и сделав небольшой круг, мы, наконец, приближаемся на дозволенное расстояние к Святой горе и начинаем медленно двигаться вдоль западного побережья. Даже сейчас, спустя некоторое время, мне не верится, что мы были совсем рядом с нашим русским монастырем св.вмч. Пантелеимона, любовались его красивыми зелеными куполами и крышами, скорбели по поводу сгоревших построек и, конечно же, молились. Я все-таки не удержалась и позавидовала мужчинам, которые при наличии разрешения могут побывать в любом афонском монастыре, пожить по монастырскому уставу и потрудиться там во славу Божию! Оказывается, в день на Афон допускаются 100 православных и 10 инославных мужчин. А вот женщинам за незаконное посещение святой горы грозит тюремное заключение до 12 месяцев. Но, несмотря на все запреты, нам грешным, но любящим Бога, нужно молиться о том, чтобы Греция устояла перед натиском Евросоюза, требующего отмены аватона и открытия Афона для туризма. Прощаясь со Святой горой, я мечтала вернуться к ее берегам еще раз, но уже с полноценной паломнической поездкой по Греции, по ее святым местам.
Приближался праздник Вознесения Господня, который в этом году наши церкви отмечали в один день. На праздничную Божественную Литургию мы отправились в храм св. вмч. Георгия Победоносца, находящийся в городке Неа-Моуданья.
А сейчас, дорогие братья и сестры, я постараюсь донести до вас те особенности греческого богослужения, которые смогла запомнить. Начать можно с того, что рядом с иконами в храме подсвечников нет: свечи ставятся либо на улице, либо в притворе. При этом, канунного столика я не увидела ни в одном храме. Свечи ставятся в одном месте, имеющем иногда два уровня. Как нам объяснили в г. Салоники, на нижний уровень можно ставить свечу о упокоении усопшего. Далее. Головы греческие женщины не покрывают, но зато и в брюках, как это случается у нас, в храм не ходят. Сидят они в храме строго слева от алтаря, подходят к Причастию и за антидором также с левой стороны. Мужчины, наоборот, – справа.
Служили два священника, но без диакона, а потому ориентироваться на службе я начала только с пения Херувимской песни. Два клироса, левый и правый, состоящие из немолодых мужчин, пели стройно но, как мне показалось в сравнении с русским хором певчих, достаточно монотонно. Не все особенности греческого богослужения мне запомнились, но точно помню, что Евангелие на амвоне читал сам священник, повернувшись лицом к верующим. На Великом входе священники вышли не на солею, а прошли через северную часть на середину храма и вошли в алтарь царскими вратами, но без поминовения, как у нас. В отличие от наших прихожан никто не пропустил этого шествия Господа нашего Иисуса Христа и все стояли с преклоненными головами. Далее я была немного удивлена, когда многие прихожане во время Евхаристического канона, встали на колени. Ведь до Пятидесятницы было еще десять дней, а значит, по церковному уставу, коленопреклоненные молитвы отменялись. Причащать мирян вышел один священник. Мы с дочкой, также как и другие верующие, подошли к Чаше. Я сама держала плат, сама вытерла ребенку губы и без целования края Чаши и без запивки, мы вернулись на свое место. Правда потом причастникам вынесли на блюде крупно нарезанный антидор. Закончилось богослужение небольшой проповедью и не целованием Креста как у нас, а раздачей антидора. Верующие, сложив ладони как для благословения, получали антидор и, поцеловав руку священника, выходили из храма. Вкушение антидора говорит о том, что верующие в Греции соблюдают древнюю традицию и идут на службу строго натощак. Вышли и мы, получив от отца Афанасиуса в подарок иконку свт. Луки, очень почитаемого в Греции, и благословение в дорогу.

Православие в Греции

Следующим пунктом нашего небольшого паломничества, несмотря на приличную удаленность от места проживания, была Метéора – бывшая в средневековье второй монашеской республикой после Афона. Буквальный перевод слова «метéора» означает «между небом и землей». Невозможно коротко описать красоту этого места с огромными, монолитными скалами, на которых люди, стремившиеся к уединению, основали свои иноческие обители. Здесь, на этой небесной высоте, в годы турецкого владычества, также как и на Афоне, хранилась вера православная и находили себе убежище греческие борцы за независимость. Сегодня в Метéоре из 24 сохранилось шесть действующих монастырей: два женских и четыре мужских. Но насельников в них очень мало, и даже есть такой, в котором подвизается всего лишь один монах. Сейчас к монастырям проложены более-менее доступные дороги, но все же монахи по-прежнему для доставки продуктов и стройматериалов используют сетки-подъемники, которые ранее были единственным средством сообщения монастыря с внешним миром. Теперь в каждый монастырь ведут ступени, и, на удивление, наша девочка, уставшая от четырехчасовой поездки на автобусе, вдруг отказалась подниматься за руку, и все 125 ступенек монастыря Варлаам вверх и вниз прошла сама (вообще, надо сказать, что наша двухлетняя дочурка очень стойко переносила все многочасовые путешествия, видимо святые места укрепляют не только взрослых, но и детей). И здесь отец Феофан («второе лицо после игумена», как нам представил его экскурсовод), подарил ей несколько иконок, благословил и разрешил с ним сфотографироваться. Удивительное дело, но разговаривая на разных языках, мы с о. Феофаном прекрасно понимали друг друга. Необычайную радость и спокойствие я ощутила после посещения этой Святыни Греции, и уезжая, жалела лишь о том, что не смогла побывать в оставшихся пяти монастырях.
Близился день отлета, а у нас оставалось еще одно важное дело – посещение православных святынь города Салоники. Город этот, на Руси известный как Солунь у греков до сих пор зовется Фессалоники. Основан он был еще в 315 году до Рождества Христова македонским царем Кассандром, который назвал его так в честь своей жены – сестры Александра Македонского. Салоники известны еще тем, что первые церкви в нем были основаны апостолом Павлом, написавшим впоследствии два послания местным христианам, вошедших в Новый Завет как Послания к Фессалоникийцам.

Православие в Греции

В самом центре старого города, на пересечении улиц Агио Димитриос и Аристотелоус располагается храм св. вмч. Димитрия Солунского – небесного покровителя города Салоники. К большому сожалению, все экскурсионные программы строго регламентированы. Рассказав нашей группе историю создания, разрушения и перестроек храма, экскурсовод выделил всего лишь 20 минут свободного времени. Но нам все же удалось осмотреть храм, приложиться к иконам и, самое главное, помолиться у мощей св.вмч. Димитрия и мц. Анисии, также пострадавшей за Христа. Единственно, что нам не удалось, так это спуститься в крипту, где был устроен небольшой бассейн для собирания мира, в течение многих лет стекавшего из мощей святого великомученика. Вскоре мы отделились от своей группы и малым составом отправились самостоятельно осматривать заранее намеченные нами храмы.
Глубоко почитая свт. Григория Паламу – защитника православного учения о Божественном свете – мы, в первую очередь, поспешили на поиски его собора. В Митрополичьем Соборе свт. Григория Паламы одиноко бродил служащий, что дало нам возможность в благоговейной тишине, изредка прерываемой капризными нотками нашего ребенка, спокойно приложиться к мощам святителя и полюбоваться искусно расписанными стенами, сводами и типичным для Греции белым одноярусным алтарем. Кстати, Григория Паламу чтут не только в Греции и России, почитают все православные монашествующие. Подвизаясь в течение многих лет на Святом Афоне и других монастырях, он был главным защитником и практиком традиций исихазма, прожил сложную, полную испытаний жизнь, и был канонизирован через несколько лет после смерти как «величайший из отцов Церкви».

Православие в Греции

Храм Святой Софии встретил нас шумной толпой ребятишек, игравших в ограде храма в футбол, да несколькими прихожанками, молившимися на красивых, украшенных резьбой стульях. И здесь нас ждало утешение. Дело в том, что дочь наша уже отказалась есть хотя и вкусную, но не «нашу» пищу и мы не знали, чем ее порадовать. И вдруг она видит антидор, оставшийся после богослужения и вынесенный для запоздалых прихожан! Сосредоточенность ребенка на любимом освященном хлебе, хотя и не похожим на нашу просфору, помогла нам с мужем спокойно рассмотреть известную во всем мире древнюю мозаику, изображающую Вознесение Господа нашего Иисуса Христа и Богородицу на Престоле и приложиться к мощам исповедника Х века – Василия Фессалоникийского.
На этом наше короткое паломничество по храмам и святыням города Салоники и Греции в целом закончилось.

Православие в Греции

Я не знаю, по силам ли кому-нибудь посетить все святые места Греции и описать их. Нам же, русским людям, надо благодарить Бога за то, что, имея у себя немалое количество канонизированных святых, мы можем еще поклоняться святыням, которые по воле Божией доставляются в Россию. И теперь, побывав за границей нашей Родины я точно знаю, что не стоит где-то искать веру в Бога большую чем в России, потому что только у нас можно видеть огромные «многочасовые» очереди к Святыням, многокилометровые Крестные ходы к местам явления чудотворных икон, непостижимое милосердие, сострадание и отзывчивость на чужую боль! И где бы ни был истинно верующий русский человек, какой бы Святыне не покланялся, всегда его будет тянуть домой, в Святую Русь, к своим истокам, к своей православной вере.

Анна Кондрачук
Июль 2007 г.