Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове

Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в городе Москве

На главную страницу
Вверх

Иконы

Как относится к изображениям Бога Отца?

Расскажите, пожалуйста, об Остробрамской иконе Божьей Матери

Имеет ли значение расположение святых на иконе?

Как относиться к изображениям Бога Отца?

Как относиться к изображениям Бога Отца на иконах Святой Троицы?

В разные времена к таким изображениям относились по-разному: от полного запрета до молчаливого принятия. Будет лучше, если мы не будем их отвергать, принимая как образы в большей степени символические, чем канонически абсолютно правильные.

иерей Димитрий Туркин

Расскажите, пожалуйста, об Остробрамской иконе Божьей Матери.

Расскажите, пожалуйста, об Остробрамской иконе Божьей Матери.

О происхождении иконы существует несколько преданий. По наиболее широко принятому, она была привезена в Вильно из Херсонеса (Корсуни) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии. Вторая его жена, Иулиания, передала её в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильно на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре князя Ольгерда – святые Антоний, Иоанн и Евстафий.

Другие два предания менее вероятны. Согласно одному, икона прислана Ольгерду византийским императором Иоанном Палеологом, когда последний узнал о принятии Ольгердом христианства. Согласно другому, икона чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.

Во всяком случае, в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском, или Остром, конце города Вильно и именовалась Корсунской. Ее празднование совершали 14 апреля – в день памяти мучеников литовских.

В апреле 1498 года в виду опасности от нашествия татар при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота» (по-польски «Остра Брама»), на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, снаружи (с южной стороны), ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или Остробрамская. Когда в 1495 году невеста великого князя литовского Александра, дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии, то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта.

В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан.

Около 1624 года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезенский костел, но в 1744, году, с возобновлением часовни, снова помещена над воротами.

В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима, и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона.

В 1812 году икона была несколько повреждена французами, а в 1829 году подновлена в католическом духе, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». С закрытием в 1832 году Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства. Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны в громадном киоте. Образ покрыт золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол, на котором ежедневно совершалось не менее двух месс. Святой образ одинаково почитается и православными, и римо-католиками. По установившемуся в Вильне обычаю, не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажали головы.

иерей Сергий Поляков

Имеет ли значение расположение святых на иконе?

Мой сын женится. Я хотел подарить молодоженам в этот день икону святых Петра и Февронии, но их иконы бывают разные. Есть такие, где слева (если смотреть на икону) Петр, а есть где слева и Феврония. Имеет ли значение расположение святых на иконе?

Для решения многих церковных вопросов, в том числе и этого, существует общий подход: постараться найти наиболее древние из образцов, причем не один, а несколько.

Из трех находящихся у меня под рукой репродукций образов святых благоверных князей Муромских все три изображают их в положении, где св. Петр слева, а св. Феврония справа. Думаю, что и современные иконы лучше выбрать те, на которых святые расположены также как на древних образцах. Кстати, во время венчания в храме супруги стоят именно так: лицом к алтарю - муж слева, а жена справа.

иерей Димитрий Туркин